Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Раннее развитие детей

Психологи и неврологи все больше сходятся во мнении, что дети обучаются наиболее эффективно, когда им позволяют исследовать окружающую среду в процессе игры. Однако дошкольные учреждения все дальше уходят от игры в сторону инструкций и тестов. Сильные акценты на академических достижениях в первые годы жизни не только идут в разрез с развитием мозга у детей - они способны помешать успешному обучению в дальнейшем.

Не так давно мне довелось побывать на детском празднике, который проходил во дворе миллионного особняка в престижном районе Лос-Анджелеса. Девочки-близнецы отмечали свой четвертый день рождения вместе с кучкой друзей. Родители выписали для праздника небольшой зоопарк, и дети курсировали между дрессированными животными и надувной детской площадкой. На террасе их родители приятно беседовали и наслаждались кофе, сэндвичами и фруктами.

Большинство детей на празднике ходят в один детский сад. Я спрашиваю мнение одного из пап, который отдал своего ребенка в этот садик (посещение из расчета полдня обходится в 14.300 долларов США в год).

«Мне нравится, что моя дочь может определить, какого именно кита мы видим в кино, - говорит мужчина в модном индийском камзоле. – Похоже, в этом садике учат особенным вещам».

«Я спрашиваю, как дела в школе, - вмешивается другой папа, - и они говорят: о, сегодня мы изучали пуантилизм. У них была целая серия уроков про Пикассо и 4-месячный проект по Климту».

Первый папа продолжает расточать похвалы: «Заходишь к ним на занятия, а они все сидят и что-то учат, - говорит он. – В других садах дети просто играют».

Этим родителям невдомек, что «просто играть» - это как раз то, что практически все специалисты по детскому развитию, неврологи и образовательные эксперты рекомендуют для детей до 7 лет как лучший способ стимуляции развития у детей и самое эффективное средство для достижения в дальнейшем академических успехов. Десятилетия исследований показали, что врожденное любопытство толкает детей к развитию эмоциональных, социальных и физических навыков в процессе независимого познания мира – то есть в ходе игры. Даже такие разные животные, как белки, лошади и медведи, получают в игре огромную познавательную пользу (см., например, статью Мелинды Веннер «Серьезная потребность в игре» в журнале Scientific American Mind за февраль-март 2009). Тенденция среди дошкольников, однако, - вовлекать детей в «развивающие» занятия, которые все больше и больше напоминают школу для старших детей. Воспитатели обращаются к методу, известному как прямой инструктаж, который его адвокаты определяют как «метод преподавания, который придает много внимания тщательно спланированным и разработанным урокам... и четко определенным и назначаемым заданиям». Получается, что дети проводят все больше времени сидя, слушая и следуя указаниям, и все меньше играют в пиратов.

Национальная Ассоциация Дошкольного Образования (организация из Вашингтона, которая предлагает стандарты для детских садов), изменила свои рекомендации, чтобы сместить фокус на конкретные достижения. В 1998 их стандарты «были более общими», говорит исполнительный директор Барбара Уиллер. Последние изменения произошли в 2006, и от детей внезапно потребовалось показать хорошие результаты в 58 конкретных темах из 7 академических областей (включая грамотность, арифметику и естественные науки). Хотя никто не возьмет на себя ответственность полностью исключить свободную игру – или наоборот, исключить академические дисциплины – даже Уиллер защищает баланс: «Сосредотачиваться в первую очередь на уроках или сидячей работе, не оставляя детям времени на исследования, взаимодействие и игру, - не эффективная стратегия для дошкольников, которые очень активны».

Несмотря на это, многие учителя в детских садах склоняются к традиционным школьным методам: лекции, карточки и тесты. «Ученые в недоумении, - говорит Алисон Гопник, профессор психологии в Университете Калифорнии, Беркли. – Чем больше масштабных и серьезных исследований мы проводим, тем яснее становится: малыши не созданы для целенаправленного, сфокусированного поведения, которого мы ожидаем от детей постарше. Однако малыши обладают феноменальными способностями учиться от окружающих их людей и вещей».

Детский интеллект

Г-жа Гопник вместе с коллегами Дафной Баксбаум и Томасом Гриффитсом продемонстрировала эти уникальные способности к обучению в исследовании, результаты которого были опубликованы ранее в этом году. Двум группам детей показали игрушку, которая играла музыку в ответ на нажатие определенной последовательности кнопок. Одной группе учитель показал несколько способов включить музыку, в каждом из которых использовались многократные нажатия разных кнопок. С другой группой детей учитель притворился, что не знает, как работает игрушка. Дети из первой группы имитировали учителя. Они успешно включали музыку, но не поняли, что всего две кнопки из последовательности были ответственны за включение механизма. Группа детей, которая не получила прямой инструктаж, нашла более эффективное решение без какой-либо помощи со стороны.

В похожем исследовании, которое также было опубликовано в этом году, психолог-специалист по детскому развитию Лаура Шульц из Института Технологии в Массачусетсе показывала двум группам детей игрушку, которая могла в том числе и пищать. Когда детей оставили с игрушкой наедине, группа, которой показали только эту функцию, воспроизводила только писк. Дети, которым дали игрушку без всяких объяснений, не только смогли заставить ее пищать, но и выяснили все остальные ее функции. Прямой инструктаж, как показали эти исследования, подавляет естественное детское любопытство и тормозит обучение.

Подобные выражения любознательности показывают, как дети исследуют мир. К примеру, малыши используют ролевые (драматические) игры в попытке получить контроль над окружающим миром – еще до того, как они дорастут до настоящего контроля. Бег по кругу, игра с кубиками, залезание на деревья – все это может показаться взрослым пустяками и бездельем, но несколько исследователей показали, что через эти игры дети знакомятся с основами физики. Уровень развития мелкой моторики - который совершенствуется, в частности, через рисование и разрезание бумаги (они координируют движение пальцев с визуальным восприятием) – является одним из самых надежных предсказателей успеха в школе. Это обнаружили Дэвид Гриссмер и его коллеги из Университета Центра Продвинутого Изучения Педагогики в Вирджинии.

Другие доказательства сложности и утонченности методов, которыми от природы пользуются дети при обучении, можно найти в долгосрочных исследованиях освоения детьми языка. В одной работе ученые следили за 42 семьями с 1- и 2-годовалыми детьми, записывая все вербальное общение между родителями и детьми. Родители тех детей, у которых впоследствии развился самый богатый словарный запас и которые лучше других сверстников владели языком, никогда не использовали метод прямого инструктажа. По словам директора Центра изучения семьи и ребенка в Сан-Франциско Петера Манжиони, «не учеба и зубрежка, а сказки, песни, игры и глупые шутки – те кирпичи, из которых строится богатый словарь».

В чем опасность раннего развития ребенка читайте в нашей соответствующей статье.


При подготовке статьи использованы материалы с ресурса:

www.scientificamerican.com

 

Поделитесь своим мнением или задайте вопрос!





Яндекс.Метрика