«А на деле получается, что ты не только все делаешь не так, но еще и во всем виновата сама.»
— Барби! Барби!
Моя десятилетняя дочь приплясывала от нетерпения. Розовая заколка и ободок, розовый браслет, юбка с сердечками. В таком виде она шла в кинотеатр смотреть новый фильм.
— Фу, Кен мне совсем не нравится, некрасивый, — делилась она с бабушкой.
— Некрасивый?! Это же Райан Гослинг! — возмущалась бабушка.
Дочка пожимала плечами, ну что бабушка знает о красоте. Какая разница, Гослинг или нет, вот Барби — настоящая красавица.
Окруженная розовым великолепием и щебетом о Кене, я шла в кинотеатр, четко осознавая, что приношу свою материнскую жертву. Голова у меня начала болеть от одного вида афиши. Но чего не сделаешь ради ребенка..
Так мы и вошли в зал — дочка подпрыгивая от радости, я, настраиваясь скучать на протяжении двух часов. Однако нас обеих ждал сюрприз.
Под розовой обложкой скрывался серьезный повод поразмышлять о мире, о жизни, о важных проблемах. И хотя фильм не назовешь детским, многие вещи в нем оказались слишком сложны для понимания моей дочки, но он определенно заставил ее задуматься и начать задавать вопросы.
Итак, в фильме есть Барбиленд — идеальный мир идеальных кукол, который на деле оказывается далеким от совершенства. В нем, как и в реальной жизни — не принимают тех, кто отличается или не пользуется популярностью. Хотя куклы уверены в том, что их мир — само совершенство. Да еще и считают, что благодаря им все проблемы реальных женщин давно решены. Раз есть куклы-президенты, куклы-физики, куклы-судьи, значит, и девочки, которые ими играют, могут вырасти и стать, кем захотят.
Чтобы внести ясность, в фильме показан и реальный мир со всеми его проблемами — стереотипами, канонами красоты, отношению к женщинам как к объектам. В этом мире есть мужчины, у которых есть деньги и власть. А еще в нем есть подростки, которые ненавидят кукол Барби за то, что они очень отличаются от реальности. Слишком уж они идеальные и заставляют обычных девочек считать себя дефектными. («Ты себя вообще видела?» — спрашивает девочка у стереотипной красавицы-блондинки Барби).
В фильме есть Кены — бесправные и бесполезные куклы, которые существуют только для того, чтобы пытаться привлечь внимание Барби (это ничего вам не напоминает?)
А еще в этом фильме есть настоящие мамы и настоящие дочери. И настоящие проблемы, с которыми они сталкиваются. И есть невероятный монолог мамы, уставшей от своей скучной работы, скучной жизни, от того, что дочь ее ненавидит да и вообще все не то и не так. Она говорит о том, как трудно быть женщиной в нашем мире. Ведь если ты женщина, от тебя требуют невозможного, например:
«Ты должна быть худой, но но не слишком худой. И ты никогда не можешь сказать, что хочешь быть худой. Ты должна говорить, что хочешь быть здоровой. Но при этом быть худой.»
Узнаете? Согласны? А это:
«Тебе должно нравиться быть матерью, но ты не можешь постоянно говорить о своих детях.»
Или это:
«Ты должна быть красивой для мужчин, но не настолько красивой, чтобы их провоцировать или угрожать другим женщинам (потому что все женщины — сестры).»
И наконец:
«А на деле получается, что ты не только все делаешь не так, но еще и во всем виновата сама.»
Если вы женщина, невозможно не узнать себя в этом диалоге, невозможно не признать, что все так и есть.
Это и было главной неожиданностью для меня. В розово-зефирном фильме, полном рекламы и совершенства, есть много правды о нашей жизни.
Чего в фильме нет, так это однозначных ответов на вопросы, черного и белого, готовых решений и утверждений, как правильно.
Барби наступает на больные мозоли, задевает за живое, заставляет посмотреть со стороны на то, что кажется таким привычным и естественным. Заставляет думать.
— Как тебе фильм? — спросила я у дочки, выходя из кинотеатра.
— Понравился, — ответила она сразу. — Я теперь все время думаю, что должна получше относиться к своим куклам. А еще о том, что нечестно, что мамы постоянно все делают, а их все время все ругают и никогда не хвалят.
Даже ребенок сумел заметить и выделить важную правду, прозвучавшую в фильме. Ну что же, неплохой первый шаг.